Только подумайте, какую колоссальную работу приходится проделать малышу в первоначальные 3 года его жизни. Чего только стоит изучение родного языка и навык общения с окружающими. А ведь если малыш растёт в двухязычной среде, он способен усвоить и два языка одновременно. Учёными давно доказано, что если в это время ребёнок по определённым причинам не получил развития речи в необходимом объёме, то он начинает отставать от своих сверстников в мышлении, проявлении чувств и эмоций, причём догнать их в последующем для него действительно трудно.
Развитие речи ребёнка условно можно разделить на два этапа:
- понимание о чём говорят окружающие; - собственная активная речь.
Понимать, когда к нему обращаются и что имеют ввиду взрослые, малыш начинает примерно с полугодовалого возраста. К 10 месяцам малыш по просьбе родителей может принести названный предмет или указать на определённую часть тела. Примерно в этом возрасте он уже начинает оперировать определенным набором простых слов, количество которых к году составляет около 10. Словарный запас увеличивается очень быстро и к 2 годам уже обычно составляет порядка 300 слов, а к трехлетнему возрасту – 1500 слов. Родители должны, понимать, что чем больше слов кроха будет понимать, тем быстрее он начнёт их проговаривать, а значит, интенсивнее будет происходить процесс развития речи ребёнка. Именно поэтому важно объяснять значение тех или иных слов, обращать его внимание на название предметов.
Очень часто речь ребёнка до 3 лет могут понять и расшифровать исключительно его родители. Связано это с тем, что часто дети в возрасте около 1 года склонны использовать определённый набор слов (обычно не больше 15), а всё остальное объяснять мимикой или жестами. Или же «каверкать» слова, произнося их по-своему. Наверняка, каждому знакома ситуация, когда малыш говорит «дай» и показывает пальцем, что именно ему хочется. А любящие мама или папа спешат выполнить пожелание малыша, совершенно не задумываясь о том, что можно попытаться подвигнуть малыша к более подробному объяснению своих желаний, тем самым одновременно тренируя у него умение строить предложения и выражать свои чувства словами.
Для того чтобы развитие речи ребёнка происходило интенсивно, необходимо создать для этого определённые условия. Во-первых, для развития пассивной речи (накапливания запаса слов, которые малыш различает и понимает) необходимо, чтобы ребёнок как можно чаще слышал и слушал речь взрослых. Необходимо постоянно разговаривать с малышом, по возможности проговаривая все свои действия: «Сейчас мы оденем вот эту шапочку и пойдём гулять на улицу», «Давай ножку, оденем ботиночки» и т.д.
Во-вторых, когда ребёнок пытается попросить что-то у взрослого, можно притвориться, что вы его не понимаете, тем самым стимулируя к использованию всё новых слов для объяснения своих потребностей или желаний. Если Вы будете без слов понимать своего ребёнка, то он будет уверен, что они не очень то и нужны ему для нормального существования в окружающем его мире.
Кроме того, вот ещё несколько несложных правил, соблюдение которых будет способствовать развитию речи ребёнка:
Разговаривайте с малышом как можно чаще, причём следите, чтобы Ваш язык был грамотным, без использования «детских» слов. Естественно, нас умиляет детский лепет, однако если разговаривать на нем с ребёнком, это нарушит формирование у него «нормального» языка.
Внимательно слушайте, что малыш пытается сказать, и тем более спросить. Это поможет развитию у малыша не только навыков общения, но и мышления, познания окружающего мира.
Развивайте у малыша умение слушать, внимательность, объясняя ему происхождение тех или иных звуков.
Разучивайте стишки, потешки или сказочки, ведь, запоминая их, кроха тренирует память, разучивает новые слова.
Учите малыша строить словесные описания того, что его окружает, или того, что он видит на картинке. Для этого чаще задавайте крохе вопросы: «Кто это?» (котёнок), «Что он делает?» (пьёт молочко) и т.д. В завершение как бы подведите итог, составив небольшой рассказ по картинке.
По мере развития речи ребёнка вы заметите, то постепенно малыш начнёт использовать её не только для общения с окружающими, но и для планирования своих действий, что-то тихонько бубня себе под нос. Со временем он начнёт делать это мысленно.